AUM (nucisarbor) wrote,
AUM
nucisarbor

Подвиг восприятия

Зритель перестал быть героем. Он не способен на подвиг. Еще тридцать лет назад мы чудом узнавали, что в "Иллюзионе" будут один раз показывать "Сладкую жизнь" или "Фотоувеличение" и преодолевали препятствий раз в десять побольше, чем Иванушка на сером волке, чтобы попасть на этот сеанс. Но главное было даже не в этом.

Главное - страстная решимость понять, впитать всю глубину смысла. Признаться, что до тебя не дошло "Ювенильное море", фильм Пазолини или проза Добычина было неудобно. Не говоря уж о "не читал", "не смотрел", "а кто это?"
Человек начинал смотреть "Восемь с половиной", чувствовал, что не понимает и в панике погонял все свои мозговые ресурсы, строил одну схему за другой, перебирал формулы, как четки. Чтобы выходя из кинозала не ударить лицом в грязь, чтобы не потерять уважение недружного творческого окружения.

Не то теперь. Никто не берет в себя труда "вчитаться", "вглядеться", "вдуматься". Мы готовы прочитать умную книгу, если она "легко написана". Мы "в настоящее время не готовы" смотреть авторское кино или даже вообще тяжелое кино, потому что "и без того в жизни хватает проблем".
На искусство возложена обязанность быть увлекательным. Остальное - в школьную программу, пожалуйста. Чтоб уж читать Достоевского - ну, это надо, заставили. Ничего не поделаешь. Влияет ли эта массовая ленца и расслабленность читателя-слушателя-зрителя на искусство? Влияет очень сильно. Конечно, нельзя исключить, что где-то может существовать в количестве одна штука писатель-композитор-художник-режиссер, который не сверяется с тонусом потребителей. Он будет наказан непечатанием-неисполнением-непоказом или мизерными тиражами, отсутствием денег и отклика. Будет наказан он, но будет наказано и искусство. Никогда не появится ни Толстых, ни Гессе, ни Заболоцких с Булгаковыми в обществе, которое хочет развлечься и забыться. Так просто не бывает.
Можно сколько угодно смеяться над курсистками, синими чулками, чиновниками, которые страстно спорят о какой-нибудь "Крейцеровой сонате", над модой на литературу, над интеллектуалами и книжными червями. Но без огромного, массового интереса к новым идеям, к новому слову, к языку мы так и будем расслабленно перелистывать Мураками с Бегбедером, которые хороши уж тем, что вызывали у нас какие-то ощущения, не потребовав усилия больше, чем перевернуть страницу и налить еще одну чашку какао.
Subscribe

  • КАРТОШКА. ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ АВГУСТА

    Мама прислала фотографию, ничего необычного: несколько розовых картофелин. На даче у сестры посадили, скорее смеха ради, никак не рассчитывая на…

  • ЛЮБОВЬ. ПЕЧАТЬ ЭПОХИ

    Или печаль эпохи. Прекрасные юные лица. Достать камеру не успел, снял на телефон. И хорошо, что снял. Хочу это запомнить.

  • АРТЕЛЬ

    Всякий, кто бывал на Русском Севере и Северо-Западе, замечал, насколько талантливое там небо. Кажется, есть целая артель горних ваятелей, которые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments

  • КАРТОШКА. ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ АВГУСТА

    Мама прислала фотографию, ничего необычного: несколько розовых картофелин. На даче у сестры посадили, скорее смеха ради, никак не рассчитывая на…

  • ЛЮБОВЬ. ПЕЧАТЬ ЭПОХИ

    Или печаль эпохи. Прекрасные юные лица. Достать камеру не успел, снял на телефон. И хорошо, что снял. Хочу это запомнить.

  • АРТЕЛЬ

    Всякий, кто бывал на Русском Севере и Северо-Западе, замечал, насколько талантливое там небо. Кажется, есть целая артель горних ваятелей, которые…