AUM (nucisarbor) wrote,
AUM
nucisarbor

Category:

Хоан Миро. Беспредметный цирк

Хоан Миро - один из самых веселых абстракционистов в истории мирового искусства.



Как и Кандинский, он сводит форму к самым простым элементам, к линеарной и цветовой микробиологии, но только прибавляет к этому изрядную долю дурашливости. Впрочем, у его дурашливости самый серьезный и невозмутимый вид. Как в стихах Хлебникова и обэриутов.
Эти реснички, лапки, глазки, ягодки, нитки, забавное движение ползучих-прыгучих линий в пространстве - синтез микроскопических откровений и наивного детского рисунка. Обаяние Миро состоит как раз в том, что каляки-маляки создаются с точностью и виртуозностью китайского каллиграфа.



Вот что еще важно. Мы видим карикатурные "ротики", "носики", "волоски", и сделано это с такой лаконичностью, что во всех прочих, абсолютно неизобразительных элементах ты начинаешь подозревать позы, мимику, жесты, настроение. Какую-то особую хореографию.





Но Миро не всегда весел. У него есть работы драматические, даже душераздирающие. Причем они могут состоять в одной единственной линии на белом фоне. Но какая это линия!
А ведь то же самое случается и с Хармсом. Хармс способен рассмешить только под одним, достаточно поверхностным углом. Стоит почитать Хармса углубленно, не отрываясь, переходя от вещи к вещи, погружаешься не в драму даже, а в безвыходный ужас.










У изображений Миро есть и еще одно важное свойство, свойство букв. Только буквы эти не статичны и всегда равны себе, они носятся в пространстве, как букашки. Эта лишенная семантики каллиграфия - рассказ обо всем бытии: о вселенной, о пустынных улицах, о восходах и закатах. Никакой конкретики - или любая воображаемая конкретика. Это загадочные иероглифы утраченной и необычайно важной письменности. Да, пожалуй, здесь есть поэзия, причем не безвоздушная, не стерильная, как конструкции супрематизма, а окрашенная эмоциями, национальностью, неуловимым каталонским колоритом.





Может поэтому все пути в пространстве Хоана Миро ведут в сторону свежести, юности, даже детства. Того детства, которое божество накрепко связало с бессмертием.
Subscribe

  • ТАНЕЦ КОСМИЧЕСКИХ ПОКРЫВАЛ

    Звезду «Фоли-Бержер» Лои Фуллер считают основательницей танца модерн. В сущности, она взяла за основу любимое развлечение…

  • КТО ИНОАГЕНТЫ?

    У меня есть книга, где опубликованы письма отцов, заключенных в советские концентрационные лагеря, своим детям. Авторы этих писем не знали, дойдет ли…

  • ВЫВОД

    Инерция всегда эгоистична. Искусство, даже если его творит одаренный эгоист, окрыляет не его одного.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments

  • ТАНЕЦ КОСМИЧЕСКИХ ПОКРЫВАЛ

    Звезду «Фоли-Бержер» Лои Фуллер считают основательницей танца модерн. В сущности, она взяла за основу любимое развлечение…

  • КТО ИНОАГЕНТЫ?

    У меня есть книга, где опубликованы письма отцов, заключенных в советские концентрационные лагеря, своим детям. Авторы этих писем не знали, дойдет ли…

  • ВЫВОД

    Инерция всегда эгоистична. Искусство, даже если его творит одаренный эгоист, окрыляет не его одного.