AUM (nucisarbor) wrote,
AUM
nucisarbor

Ван Гог. Автопортреты за пределами жанра

Существует огромная искусствоведческая литература о жанре автопортрета и об автопортрете в творчестве разных художников. Есть мнение, ставшее уже общим местом, что даже портреты художников берут начало в их автопортретах.
Случай Ван Гога - особый. Не только потому, что его автопортреты так сильно отличаются друг от друга. Точнее, они такие разные именно вследствие важнейших особенностей его мировоззрения.




Каковы, казалось бы, основные мотивы создания автопортрета? Художник сам себе модель. Художник исследует себя, часто любуется собой. Когда Пастернак писал "Мне нравится строптивый норов артиста в силе...", он писал это прежде всего о себе и не без гордости. Эмоции при виде себя ("Ах ты мордашка эдакой!") отдаются в портретах многих живописцев. В этих словах не следует искать осуждения: вспомните благородный автопортрет Дюрера, написанный без тени иронии.
Главное в автопортретах Ван Гога - он смотрит не на себя. Не на того себя, который каждому из нас ближе всех, к кому мы не бываем беспристрастны ни в снисхождении, ни в осуждении.



Лицо изображаемого находится в равном положении со всеми созданиями и стихиями, которые изображает Ван Гог. Иногда он видит само лицо, а иногда - сквозь лицо. Лицо превращается в часть космической энергии, цветовой радиации, оно пронизано расходящимися силами и само состоит из них, как и все на свете. Ван Гог - пантеист. Видеть себя исполненным тех же божественных сил, что цветы, море или звездное небо - это, должно быть, чрезвычайно вдохновляюще. Эго - не в фокусе. Эго - не главное. Даже так: нет никакого эго.







(Обратите внимание на рембрандтовскую золотистую светотень, переданную грубыми ван-гоговскими мазками).


Но если он все-таки замечает себя, здесь нет гордости, игры, разглядывания. Здесь нет даже исследования в полном смысле слова. Художник каждый раз видит себя впервые. Это балансирование на границе узнавания и неузнавания есть удивление (в объективной проекции - чудо). "Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?" Тот же остраненный взгляд, только выраженный не в благоговейной тишине, как у Мандельштама, а сильно, во весь накал, с избытком.











Пожалуй, самые величественные автопортреты Винсента Ван Гога именно те, где "я" и "бытие" наполняют друг друга до краев. А это значит, что у вселенной появляется личная теплота божества, а у человека - не принадлежащие ему, не "свойские" масштабы огромного, непомерного мироздания.



Subscribe

  • КАРТОШКА. ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ АВГУСТА

    Мама прислала фотографию, ничего необычного: несколько розовых картофелин. На даче у сестры посадили, скорее смеха ради, никак не рассчитывая на…

  • ЛЮБОВЬ. ПЕЧАТЬ ЭПОХИ

    Или печаль эпохи. Прекрасные юные лица. Достать камеру не успел, снял на телефон. И хорошо, что снял. Хочу это запомнить.

  • АРТЕЛЬ

    Всякий, кто бывал на Русском Севере и Северо-Западе, замечал, насколько талантливое там небо. Кажется, есть целая артель горних ваятелей, которые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments

  • КАРТОШКА. ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ АВГУСТА

    Мама прислала фотографию, ничего необычного: несколько розовых картофелин. На даче у сестры посадили, скорее смеха ради, никак не рассчитывая на…

  • ЛЮБОВЬ. ПЕЧАТЬ ЭПОХИ

    Или печаль эпохи. Прекрасные юные лица. Достать камеру не успел, снял на телефон. И хорошо, что снял. Хочу это запомнить.

  • АРТЕЛЬ

    Всякий, кто бывал на Русском Севере и Северо-Западе, замечал, насколько талантливое там небо. Кажется, есть целая артель горних ваятелей, которые…