AUM (nucisarbor) wrote,
AUM
nucisarbor

Categories:

Иов. Ответ поэту

153.69 КБ

Эту картину я написал в качестве богословского аргумента, сразу после того, как прочел стихотворение А.Кушнера. Вот это стихотворение:

Другие дети ведь и жены же не те!
Но Иов разницы не замечает, бедный.
Ему б очки твои, но их еще нигде
Нельзя достать. Увы, наш друг ветхозаветный
На чада кроткия глядит, как на стада.
Да кто ж овец в лицо и в самом деле знает?
Следит лишь, ласковый, чтобы в бадье вода
Плескалась звонкая, и желоб наполняет.

Как блики теплые расплылись по воде!
Как будто круглые по ней прошлись копытца.
Другие жены ведь и дети же не те!
Его сговорчивости как не умилиться?
Но умиление подточено тоской
И возмущением, и можно ль мех кудрявый
Трепать, случившийся под левою рукой,
И кудри жесткие, забывшись, гладить правой?

"Книга Иова" - одна из самых любимых мною в Библии. Если кто не помнит, суть событий такова: праведник Иов жил счастливо в земле Уц, у него были жена, семь сыновей, три дочери и множество земных богатств. Искуситель поспорил с Богом, утверждая, что вся праведность Иова связана только с его благополучием. Заключив спор, Бог обратил на Иова и его семью все возможные бедствия и испытания. Умерли его дети, пали стада, он сам был поражен страшной болезнью, но терпел и от Бога не отрекся.
Друзья, утешая Иова, доказывали, что Бог во всем справедлив, и несчастья обрушились на него за какие-то грехи. Пусть Иов покается, и Бог его простит, потому что всегда принимает сторону праведных. Но вместо того, чтобы каяться, Иов вызывает Бога на суд (изругав в пух и прах своих советчиков), с гневом и болью он рассказывает о том, что не совершил ничего неправого, гнал от себя все соблазны, и вот жизнь его разрушена. Друзья-праведники в ужасе становятся на защиту Бога и отговаривают несчастного от обвинений: мол, раз Бог покарал, значит, есть за что.

В какой-то момент, наконец, заговорил и сам Господь. Для начала послав куда подальше непрошеных адвокатов, Бог обращается к Иову и отвечает на его обвинения и гневные жалобы. Но как отвечает? Он ни словом не объясняет человеку, за что тот был наказан, Он лишь подтверждает его праведность и честность. Его аргументы не имеют к человеческой логике ни малейшего отношения. Вместо этого он открывает такую картину вселенского величия, настолько поражает несоразмерной человеку бесконечностью божественной заботы, что после этого меняется все: в том числе строй ума Иова, его жизнь, его судьба. У него родились новые дети, богатства его умножились, "После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями".

К слову, жена у Иова осталась прежней, тут Кушнер просто недостаточно внимателен. Это не главное. Главный аргумент поэта, - и это аргумент серьезный, - в другом. Иова упрекают в подслеповатой готовности простить Богу убийство невинных детей, согласившись на подмену. Было семь сыновей и три дочери, стало семь сыновей и три дочери, все вроде сходится. А то, что это уже другие люди, как бы и не важно. Прописывая Иову очки, Кушнер приравнивает богобоязненность к подслеповатости, причем подслеповатости осознанной.
Написав эту картину в начале 90-х, я хотел ответить на обвинение. Во-первых, здесь Иов в очках, во-вторых, вокруг клубится та самая картина мира (пусть нарисованная наивно и не слишком искусно), которую предъявил Бог как свой главный аргумент.
Иов в очках, потому что на самом деле он не пытался закрыть глаза на несправедливость (в чем его обвиняет поэт). Он страдал от этой несправедливости и в конце концов предъявил обвинения Богу. Нигде в книге не сказано, что он забыл своих первых детей. Нигде не сказано, что он перестал вспоминать их, скорбеть о них или что он принимал новых детей за прежних.

Главный же урок, данный Богом Иову и прочим людям состоит, пожалуй, вот в чем: что бы ни случилось, нужно ценить и видеть жизнь во всей ее полноте, даже если у тебя есть тысяча причин для самоубийства и богоборчества.

Книга Иова - это не драма со счастливым концом. Это драма, в которой можно взлететь над местом неразрешимой трагедии и увидеть, как велико, значительно и важно все то, частью чего она является.

87.39 КБ

82.15 КБ
Subscribe

  • ТАНЕЦ КОСМИЧЕСКИХ ПОКРЫВАЛ

    Звезду «Фоли-Бержер» Лои Фуллер считают основательницей танца модерн. В сущности, она взяла за основу любимое развлечение…

  • КТО ИНОАГЕНТЫ?

    У меня есть книга, где опубликованы письма отцов, заключенных в советские концентрационные лагеря, своим детям. Авторы этих писем не знали, дойдет ли…

  • ВЫВОД

    Инерция всегда эгоистична. Искусство, даже если его творит одаренный эгоист, окрыляет не его одного.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • ТАНЕЦ КОСМИЧЕСКИХ ПОКРЫВАЛ

    Звезду «Фоли-Бержер» Лои Фуллер считают основательницей танца модерн. В сущности, она взяла за основу любимое развлечение…

  • КТО ИНОАГЕНТЫ?

    У меня есть книга, где опубликованы письма отцов, заключенных в советские концентрационные лагеря, своим детям. Авторы этих писем не знали, дойдет ли…

  • ВЫВОД

    Инерция всегда эгоистична. Искусство, даже если его творит одаренный эгоист, окрыляет не его одного.