aum (nucisarbor) wrote,
aum
nucisarbor

Category:

БОГОСЛОВИЕ ВО СНЕ

1233px-Job's_Evil_Dreams-butts



Сон в искусстве и в литературе — прекрасный способ выразить заветные мысли, которые невозможно высказать прямо. Равно как безумие. От лица безумца или сновидца можно говорить смелее, чем от своего собственного лица.

Мне не раз приходилось думать и говорить, что Блейк — мыслитель библейского масштаба и, можно сказать, библейского формата. Это вполне заметно уже в «Песнях Невинности и Опыта», в его «Тигре», например. Иов — родная душа Блейка, его alter ego, поэтому степень откровенности в этой серии работ у Блейка предельная. Пожалуй, самый удивительный лист этой серии — «Злые сны Иова» (Job's Evil Dreams).

Разумеется, честный мыслитель не мог хотя бы раз насмелиться и дотянуться до вопроса: как же это Бог может спорить с сатаной, давая последнему волю творить с Иовом — да только ли с ним одним? — сатанинские дела? Какая воля у сатаны? Каковы его, так сказать, вселенские полномочия и откуда они взялись, если не от Бога? А если так, кто несет ответственность за отверзшийся ад, за гибель жен, чад и домочадцев, за злые язвы и весь этот испытующий смрад жизни?

И вот как Блейк рисует Бога, нависшего над одром спящего Иова: с дьявольскими копытами, обвитого змеем-искусителем, указывающего в геену огненную.

«В похоти козла — щедрость Божья.
В ярости льва — мудрость Божья.
В наготе женщины — мастерство Божье».
(Бракосочетание Рая и Ада, пер. В. Чухно)


Он мог дописать: в кознях сатаны — милость Божья. Но написал иначе: «В Книге Иова тот, кого Мильтон в своей поэме называет Мессией, зовется Сатаной».

Хорошо, что в начале XIX столетия уже не было инквизиции и еще не придумали оскорбленных чувств.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments